Озеро Иткуль

На границе Челябинской и Свердловской областей, между городами Снежинск и Верхний Уфалей расположено красивейшее озеро Иткуль. Оно чистое и прозрачное, большое (5 на 7 километров) и довольно глубокое, поэтому прогревается медленно. Дно его каменистое, и видно на глубину в несколько метров. По берегам Иткуля растут сосновые и березовые леса.

Самый известный объект озера - интересная скала Шайтан Камень, которая стоит отдельно, метрах в 20 от южного берега. Скала имеет расширяющуюся кверху форму, так что взобраться на нее непросто. И вообще берега Иткуля со стороны скалы крутые и обрывистые, к воде спусков нет. Зато виды на водную гладь совершенно захватывающие. Живет легенда, что в озере когда-то жил большой полоз, а в скале под водой есть пещера. Есть на озере Иткуль и населенные пункты - деревни Иткуль и Даутово, где живут, в основном, башкиры.

Об озере Иткуль я знал уже давно, и о том, что оно красивое, и о том, что чистое. Но знал и то, что по этим же причинам в теплое время года там всегда полно народа. Так что, возможно поэтому, я не торопился туда поехать. Но вот, наконец, весной все же собрался. Почему весной и в рабочие дни - просто потому, что теплый сезон еще не начался, и я надеялся не встретить там большого количества отдыхающих.

Само озеро довольно необычное, так как примерно на трети берегов вода недоступна - такие обрывистые там берега. А те места, где более-менее нормальный подход, заняты турбазами, и отдыхать там можно только за деньги.

Это вторая часть рассказа. Рекомендую начать с первой

В пикулях на Иткулях
или поездка на велосипеде вокруг озера Иткуль

День 2. Деревня Даутово, дом-дворец на берегу, село Иткуль, поселок Ключи, озеро Ташкуль и Теренкуль, Шайтан Камень

Утром проснулся на рассвете, перевернулся на другой бок - и дальше спать. Потом, примерно в половине восьмого, встал Денис. Вышел из палатки, подал голос, походил туда-сюда - и лег обратно. В 8 утра прозвенел будильник. Я слегка размял ноги в палатке, да и вышел наружу. Надо сказать, что часов с 6 утра воздух стал понемногу согреваться, и погода обещала быть прекрасной.

Между прочим, пока ноги разминал, видел из палатки через сетку, как по озеру плыла ондатра - видно, живет где-то рядом. И две трясогузки прилетали, самец исполнял для нее брачный танец: он и перья раздувал, и катался, как шарик, вокруг нее, и крылышки растопыривал, и приседал. Посмотрел еще по навигатору, сколько мы проехали вчера. Оказалось, со всеми крюками и загогулинами, 51 километр.

Пока делал зарядку, оценил, как здорово выглядит озеро и берег таким ясным весенним утром - свежесть, яркие краски, тишина... Рыбаки, кстати, утром уехали, так что шуметь было некому. Затем решил помыть велосипед, потому что он весь был устряпан вчера пылью, по местным-то дорогам. Смазал его маслом, потом сели завтракать. Мы никуда не спешили, это тоже было приятно. И комарики не беспокоили. Обеспокоил только клещ, неизвестно откуда появившийся на моей ноге, к счастью, он просто полз, а не впился.

Я попросил Дениса клеща сфотографировать, потом его сняли, завернули в бумажку, и сожгли в печке. Пошел в озеро, умылся прохладной водой. Вход в воду здесь был удобный - уложенные ступеньками камни. Надо было потихоньку собираться, чтобы ехать дальше, но ужасно не хотелось покидать это чудесное место. Здесь было так спокойно и красиво!

На прощание я обошел вокруг домика, осмотрел все постройки - что-то вроде старой теплицы, от которой остался один деревянный каркас, столики с навесами, скамейки, вросший в землю погреб, покрытый молодой травкой. Посажены были ягодные кусты, плодовые деревца. Были здесь, под большими соснами, и деревянные скульптуры - башня-мельница, избушка на курьих ножках. Еще стоял остов индейского вигвама, а внутри него - костровище и скамейка. Много интересного было.

Нам показалось, что сюда приезжают какие-нибудь любители восточных или языческих практик, потому что над входом в дом находилось стилизованное изображение солнца, а колонны по бокам дверей были разрисованы деревьями и листьями. Большое спасибо тем людям, которые все это сделали, нам было хорошим пристанищем...

Выехали мы оттуда около 11 часов, я просто боролся с желанием здесь остаться хоть на денек... По лесной дороге вернулись на трассу, и поехали вперед. По пути встретилась нам бобровая хатка, довольно высокая, состряпанная из веток и земли, торчавшая на заболоченном участке. Ближе к поселку снова нас порадовал аромат цветущей черемухи. Буквально минут через 50 мы уже были в Даутово.

Это не слишком большой поселок, со множеством коров, они были повсюду - на улицах, на лужайках, во дворах... И звуков нет вообще, полная тишина, как будто все вымерло, хотя жителей в поселке около сотни проживает. Дворы все большие были, аккуратно обустроенные, приятные глазу. Денис зашел в местный магазин. Выбор там был скудный, но он что-то купил.

Потом мы выехали на берег Иткуля. На берегу стояла маленькая деревянная мечеть, похожая на обычную избушку, но с полумесяцем на крыше, и табличкой с татарской надписью. А рядом с мечетью - интересное здание. На большущем куске земли построен трехэтажный голубой дом с претензией на средиземноморский стиль, с куполом, колоннами, террасой. Все это было огорожено забором с кирпичными столбами и красивой металлической решеткой. У забора - декоративные вазоны и фонарики.

Я решил узнать, что это за дворец и позвонил в звонок. Вышел мужчина, кажется, татарин. Сказал, что сам он из Уфалея, работает здесь сторожем. Кто хозяин - не знает толком, какой-то вроде директор завода из Екатеринбурга. Но бывает он здесь редко, дом все время пустой стоит. Я попросился войти внутрь, во двор, посмотреть-поснимать. Сторож ответил: "Да пожалуйста!".

На территории все было выложено камнем, были каменные клумбы с посаженными растениями, наверх, на террасу, вела лестница с белыми перилами. И вид с террасы открывался замечательный - водная гладь, зеленые берега Иткуля и огромное синее небо. К воде вел каменный пандус, огороженный каменными же стенами, в конце пандуса - вход в гараж, или помещение для катера - это был не главный вход в дом, главный располагался с другой стороны, от берега его не было видно.

Очень мне там понравилось, мечта просто, а не дом! И от дороги далеко - шума нет, и вид дивный, шикарное место. Внутрь я проситься не стал, пошел к выходу. А то зависть совсем замучает... Внизу, у спуска к воде, виднелась площадка для отдыха, но на ней все было поломано - и поребрики, и вазоны... Сторож сказал, что это весной лед пошел, и все снес. И воды было очень много. А дом этот продается, правда о цене можно только догадываться...

Мы пошли влево по берегу, здесь проходила дорога, а за ней окнами к озеру выстроились дома местных жителей. В основном, старые дома, среди которых затесалась парочка более новых. Связи здесь не было, по крайней мере, "Мотива". Так что я телефон совсем выключил. Проехали вдоль озера немного, бережок там был крутой, весь покрытый травкой, где явно любили отдыхать люди, уж больно она была ровная и гладкая. Сторож дворца сказал, что летом в выходные здесь много машин, и вся трава палатками заставлена.

По этому газону бродила целая стая каких-то желтых птичек, незнакомых мне. Они выклевывали что-то вкусное. А на меня сел небольшой жук-усач, посидел, отдохнул, и полетел дальше. Отправились мы из Даутово около часа дня в следующий поселок, Иткуль, который уже было видно вдали. Минут через 15 мы подъехали к знаку, где был изображен лучник на коне, и написано: "Село Иткуль. Добро пожаловать". На русском и татарском (или башкирском) языках.

Сначала мы обследовали правую часть села, но нашли там только указатель "Платный пляж". Это нас не интересовало, поэтому мы сосредоточились на поисках воды. Но колонок здесь не было, видимо, у всех жителей колодцы или скважины во дворах. А одна тетенька вообще сказала, что набирают все из озера - вода же чистая!

Мы поехали в левую часть села, где находилась местная администрация, на доме висел почтовый ящик, расписание приема граждан главой. Рядом еще магазинчик, где оказался довольно богатый выбор продуктов. Денис купил себе еды, и мы решили прямо здесь в тенечке и пообедать. Пока обедали, вокруг бродили коровы, проехали пара машин. Людей практически нигде не было видно. Собираясь, обнаружил, что слегка порвал рюкзак, зацепился где-то светоотражающей лентой, за куст, видимо.

В 14.15 мы уже готовы были ехать дальше, сытые и отдохнувшие. Покатались еще по улицам Иткуля, поглядели на местные домики. Один из них очень подошел бы для съемок страшной сказки или ужастика - он весь, вместе с крышей, был оплетен высохшими стеблями каких-то лиан, довольно толстых, прямо как сетью. Только наличники окошек синели. А перед домом в палисаднике зеленели посаженные цветочки.

Уже на выезде из села на высоком зеленом холме стоял над озером одинокий домик - красивая была картина. Уезжать снова не хотелось, так хорошо было! Но на Шайтан Камне, надеялся я, будет не хуже. Озеро Иткуль нам очень нравилось. По меркам планеты, оно, конечно, невелико, но найти здесь укромный уголок для отдыха можно при желании.

Мы выехали из Иткуля, проследовали мимо кладбища, и увидели прямо в воде озера маленькую прямоугольную бетонную плотинку с металлической задвижкой, там впадала, а точнее - выпадала речушка, она называется Исток. Речка протекала под дорогой, с другой стороны сидело множество рыбаков. Я удивился, что здесь можно ловить? Спросил у одного рыбака, он ответил, что клюет чебак, идущий сейчас на нерест против течения речки с Синарского водохранилища. А плотина не дает рыбе попасть в Иткуль. И рыбаки этим бессовестно пользуются. Рыба у них, и правда, клевала, но совсем мелкая, сантиметров 20-25.

Поехали мы дальше. Вдоль дороги встретились огроменные тополя, старые такие, дуплистые. Раньше их много было вдоль дороги, сейчас осталась только пара. Вскоре прибыли в маленький населенный пункт Ключи. Недалеко виднелось озеро Карасье, мы его заметили с холма, где стояли дома этих Ключей. Это не маленькое озеро, шириной больше километра, но по моим сведениям все берега заболочены и к воде подходов нет. А еще дальше есть малюсенькое озерцо со смешным названием Бурундук.

Дальше дорога вела в сторону Снежинска, и здесь ходили рейсовые автобусы. Ну а мы свернули направо, на лесную неровную дорогу. В начале ее стоял маленький киоск, где торговали мороженым. А поскольку стояла жара, еще больше, чем вчера, я купил это холодное лакомство. Пока ел, поговорил с продавщицей. Она сообщила, что в селе Иткуль очень дорогая земля, цены на участки просто баснословные. Туда периодически приезжают богатенькие, и предлагают местным продать дом и участок, за очень хорошую цену.

Ну, поболтали мы, да и поехали дальше. Мы уже вошли в ритм движения, так что было уже не трудно. Проехали по лесу пару километров, и выехали на развилку - направо - озеро Иткуль и насосная станция, прямо - озеро Ташкуль и рыбопитомник, а налево - КПП закрытого города Снежинска. К КПП я поехал один, Денис не захотел, он ждал меня на развилке.

Перед воротами все было серьезно - метров на 200 на широкой просеке тянулись три ряда забора, все было обмотано колючей проволокой. Стояла каменная будка, с другой стороны - еще одна. Дежурили солдаты с автоматами. На мой вопрос, можно ли пройти вдоль дороги направо, они ответили, что нет, нельзя. Там все заболочено, заросли густые, и никаких тропинок нет.

Еще висело предупреждение большими буквами, что фото и видеосъемка, и вообще любые средства фиксации изображений, запрещены. Я подумал, что если сюда въезжают автомобили - они ведь все с видеорегистраторами, что же их, отключать, что ли? И кто это проверять будет? Еще подумал, что неплохо бы сделать фотографии...

Отъехал подальше, сначала достал диктофон, стал наговаривать, что вижу. Тут из ворот вышел военный, и пошел в мою сторону. Мы поздоровались. Он сказал, что я здесь не проеду, и находиться здесь нельзя. Типа, уезжайте, а то нам от начальства попадет. Я удивился, сказал, что ведь уже отъехал. Оказалось, надо не ближе ста метров. Видимо, выходил он просто для проформы. Я еще немного там потусовался, водички попил, рюкзак поправил, потом тихонько достал фотоаппарат, но к глазам подносить не стал, сделал снимки прямо от пояса, чтобы не раздражать охрану.

Вернулся к Денису, и мы посетили озеро Ташкуль, оно находилось метрах в 500 от дороги. На берегу стояло 3-4 домика, причем самый дальний - двухэтажный коттедж. Там же находилось рыбное хозяйство. На въезде в это хозяйство висела надпись, что стоянка машин ближе 50 метров от берега запрещена, рыбалка платная, и были указаны цены на рыбу. Я заехал в открытые железные ворота. Рядом с ними на скамейке сидел парень, чистил вяленую рыбку, возле него - собака. Она пошла мне на встречу, виляя хвостом.

Парень, на вопрос, не укусит ли она велосипедиста, ответил, что эта собака любит абсолютно всех. И правда, вела себя она дружелюбно. Парень спросил, не за рыбой ли я? Я говорю - нет. А-а, тогда на рыбалку? Нет. Просто, говорю, путешествуем, приехали посмотреть. Спросил разрешения поглядеть территорию, пофотографировать. Он ответил: пожалуйста. Я прислонил велосипед, и пошел к длинному деревянному пирсу, почти до середины озера, возле которого были прикреплены садки.

На пирсе работник хозяйства шуровал длинной палкой в садке. Я думал, что это сачок, чтобы рыбу отлавливать. Но оказалось, что это щетка, и ей он счищал зеленый налет с сетки садка. Я заглянул в садки - в одном был осетр, в другом - форель, лещи, еще была молодь какой-то другой рыбы. На мои вопросы сотрудник хозяйства ответил, что эту рыбу иногда люди приезжают покупать - кто для ресторана, кто для себя, поесть. Осетр стоит 1000 руб. за килограмм, форель - 600. Некоторые готовят рыбу прямо здесь.

Рыбу из садков в озеро не выпускают, она так и живет там. Конечно, было им тесно, поплавать-то негде, вот они круги и наматывают. Кстати, на пирсе было установлено пугало, видимо, чтобы чайки и другие хищники рыбу не воровали. Рыбалка на всем озере платная, так что даже компания рыбаков на другом конце озера, которую я видел, тоже заплатила деньги за путевку. Я сделал несколько снимков и хозяйства, и озера. Оно тоже было красивым, уединенным и тихим. Находиться здесь было приятно. Погода стояла прекрасная, вода искрилась, дул ветерок...

После Ташкуля еще подъезжали мы к заросшему маленькому озерцу Теренкуль - там особо интересного ничего не нашлось. Дальше по дороге было еще два озера: Семискуль и Арыткуль, но дорога туда плохая, к озерам этим подхода нет, они все заросшие и заболоченные, да и время поджимало. А нам совсем немного оставалось до Шайтан Камня. Мы снова выехали на перекресток, повернули в обратную сторону от КПП Снежинска. Проследовали до водозаборного пункта, где качают из Иткуля воду для закрытого города.

Там все тоже было обнесено бетонным забором с колючей проволокой, который заходил прямо в озеро, за оградой виднелись маленький домик, какая-то серебристая будка и что-то вроде беседки, стоял столб с прожекторами. Видели там гадюку, греющуюся на солнышке на дороге. Змея была с красивым светло-серым узором на черной спине, и сложилась замысловатой петлей. А еще на дороге, как раз на подъеме, когда катил велосипед, я заметил ящерку. Она сначала стала улепетывать впереди меня, прямо перед велосипедом, и только потом догадалась свернуть в сторону.

Мы объехали водозаборник с правой стороны, и с берега уже увидели обширную гладь озера Иткуль, и поодаль сам Шайтан Камень. Я его сфотографировал, а заодно, раз уж остановились, надел длинные штаны (ехать-то дальше по лесу, вдруг комары налетят), ну и съел яблоко, чтобы немного утолить жажду, а то жара мучила.

И вот въехали на лесную дорогу, она постоянно ныряла вниз-вверх, встречались глубокие колеи, ну, и комары, конечно, не замедлили появиться в больших количествах. Пришлось сначала кофту надеть, а потом вообще накомарник. Я увидел отворот с дороги направо, к берегу Иткуля. Он привел нас к полянке у самого обрыва, там явно останавливаются иногда люди, но вот спуска к воде нигде не было. Вода плескалась внизу, метрах в пяти под обрывом.

Вернулись на дорогу, поехали дальше, и вскоре посетили еще один отворот и очередную полянку на высоком берегу. А вот следующий отворот был прямо напротив Шайтан Камня. И полянка там была побольше. Я сделал фотографии этой скалы, которая торчала из воды в нескольких метрах от берега. Она была похожа на кусок старой, накренившейся от времени, стены. На ее плоской вершине сидели белые чайки.

Все бы замечательно, но какие-то дебилы, как это часто у нас бывает, написали на скале краской свои бестолковые имена, типа "Здесь был Вася", на добрые дела ума видимо не хватило. Придется мне в фотошопе их замазывать. Спуска к воде у Шайтан Камня тоже не нашлось. Решили искать место с подходом к озеру - умыться хоть. Прошли еще два-три съезда, а вот дальше берег стал понижаться метров до трех вместо пяти. И здесь, на крошечном каменном мысочке, вполне можно было остановиться.

Место было ровное, без высокой растительности, продуваемое ветерком, но главное - по складкам этого камня, как по ступеням, реально было спуститься к воде. Но я посмотрел внимательно, заметил еще один примерно такой же мысочек, и решил проверить, вдруг там лучше? Оказалось, что оттуда нет спуска к воде, зато полянка удобнее, совсем без травы, только ровная земля, покрытая хвоей, и комары почти отсутствуют. Стоянку сделали именно там - к воде можно и прогуляться немного к соседнему мысочку.

Когда вошли на эту полянку, спугнули ворону, которая чем-то занималась на камнях у воды, в узком заливчике с крутыми стенами. Нашли место под палатки, установили их. Я сходил набрать воды из Иткуля, чтобы вскипятить чайку. Воду, которую можно пить сырой, решили поберечь. Собрали немного дров для костра, и тут же обнаружился на штанах очередной клещ - вот она, весна! И Денис тоже подцепил одного, пока в лесу ходил. Надо быть внимательными.

Часов в семь поужинали. Дальше нашей стоянки, метрах в ста, был еще один мыс, на котором сидели рыбаки, они ловили прямо с обрыва. Денис прогулялся на разведку, сказал, что люди вроде бы порядочные, стоит там белая машина, сидят мужчины с удочками. Я пошел к воде помыться, взяв с собой бутылку и мыло. Обнаружил, что к одному дереву привязана толстая веревка, чтобы удобно было вылезать из воды, держась за нее. Спустился, но прыгать в воду полностью что-то желания не испытал - место незнакомое, да и водичка холодноватая... Просто набрал воды в бутылку, и помылся, поливаясь из нее.

Часов в восемь уже развели костер, повесили котелок, сели у костерка. Котелок кипятили дважды - на термосы, и на собственно чаепитие. Пока со всем этим возились, беседовали, совсем стемнело. Я еще успел сфотографировать красивое закатное солнце, которое садилось за край леса и отражалось в гладкой воде. Рыбаки уже уехали, мы остались одни на этом берегу. Потом появились на темном небе звезды, луна за лесом. Денис ходил по полянке, подсвечивая себе фонариком.

Сегодня мы ночуем на берегу, противоположном тому, где останавливались вчера. Справа от нас сияли огоньки поселка Иткуль. Чуть левее - огни поселка Даутово, но их намного меньше, потому что часть домов к озеру не выходит. Еще видны красные огоньки вышки сотовой связи. Еще левее - горстка огоньков рыбного хозяйства и какой-то из баз отдыха. Дальше - проблески костра на берегу, кто-то там остановился. В общем, весь берег Иткуля переливался светлячками всяких деревушек и турбаз. Днем было очень тепло, даже жарко, но вечером воздух сильно остыл. Даже комары все попрятались. И тишина. И лай собак не доносится.

Спать мы легли довольно поздно, уже в полной темноте - все не могли насмотреться на ночное небо и горящие огоньки вдоль берегов, да потом еще у костра сидели... Спалось в тишине хорошо, правда, не совсем удобно палатка стояла - под наклоном, так что периодически скатывался я куда-то на край коврика и слегка подмерзал. А под утро на озере поднялись волны, и стали довольно громко хлюпать о прибрежные камни. Я сначала проснулся, но потом понял, что это за звук, и уснул снова.

Продолжение рассказа о поездке на велосипеде вокруг озера Иткуль

Как добраться до озера Иткуль

Добраться до озера Иткуль можно несколькими способами. Первый - это как у нас, на велосипеде. Доезжаете на электричке до Верхнего Уфалея, и далее на велосипеде по нашему маршруту. Без заездов по сторонам до озера 30 км. Первая половина дороги - пыльный грунт, вторая - асфальт с колдобинами. Можно доехать до озера от станции Полдневая, расстояние примерно 21 км, это до поселка Даутово. Там дорога намного лучше, везде асфальт.

Вокруг озера проехать - это еще 30 км. Но, как написано в рассказе, есть очень сложный участок, два раза по воде переходить придется. В теплый сезон, вокруг озера все доступные места для отдыха заняты.

На общественном транспорте из Екатеринбурга до Иткуля добраться практически невозможно, в те края ничего не ходит. Автобус до Снежинска едет два часа с копейками, по Челябинскому траку, и до озера топать очень долго, разве что на такси (от Снежинска). Либо частник от Полдневой или Уфалея, это если Вы совсем пешком.

От Снежинска вроде ходит какой-то местный автобус до поселка Иткуль, через Ключи. Но информация мной не проверена, если знаете - напишите.

Карта озера Иткуль и окрестностей

Фотографии с поездки на озеро Иткуль

Верхний Уфалей - начало нашего путешествия
Отвалы комбината "Уфалей-никель"
Карьер недалеко от Макаровского
До озера Иткуль доехали уже к вечеру
Наша первая стоянка
В поселке Даутово
Дворец на берегу озера
Хорошее местечко...
КПП Снежинска
На озере Ташкуль
Шайтан Камень
Тут не искупаешься...
Вторая ночевка - на высоком берегу
Мы долго любовались красками заката